Философский энциклопедический словарь 2

3 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V X

ШОПЕНГАУЭР


        (Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9. 1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vorstellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априорные формы — время, пространство, категории рассудка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания». Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из которых складывается мир как «представление». С др. стороны, мир, взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», которая дробится в бесконечном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли существует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — адекватных объективации воли. Высшая ступень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере искусства и морали. Искусство — создание гения, основывающееся на способности «незаинтересованного созерцания», в кром субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект — как идея. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противовес Лейбницу — называл существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение — «пессимизмом». Подлинным основанием морали Ш. считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
        Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фуртена-Майне основано Шопенгауэровское общество.
        Samtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 19723; Der handschriftliche Nachla?, Bd 1—5, Fr ./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т. 1—4, M., 1900—10.
        Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фолькельт И., А. Ш., его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский Б. Э., Ш., М- ,1975; Pfeiffer К., Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel, 1954; Von der Aktualitat Schopenhauers, Pr./M., 1972; Hubscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern — heute — morgen, Bonn, 1973; его же, Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G. Ha/ftnans, Z., 19782.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: ШОПЕНГАУЭР