Социологический Энциклопедичечкий Словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МАМФОРД


Мамфорд (Mumford) Льюис (19. 10.1895, Флашинг, Нью-Йорк) - американский философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии, морали, культуры, истории и теории иск-ва и техники, архитектуры и т. д. Его главные работы делятся на три группы:
1) социологический анализ американской культуры и искуства;
2) социология урбанизации;
3) теоретико-социологический анализ фундаментальных проблем развития культуры и общества.
Важнейшая линия в трудах Мамфорда - критический анализ буржуазного общества, порабощающего человека, лишающего его индивидуальности. Особый упор в критике Мамфорд делает на технократическую сущность капитализма (Технократия). С момента возникновения последнего, т. е. с началом промышленной революции, развитие техники обернулось технократизацией об-ва, человека и человеческих отношений. Человек стал своего рода "перемещенным лицом" в созданном им самим мире. Все время возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привел к ситуации господства "Мегамашины" - предельно рационализированной и бюрократизированной надындивидуальной социальности. Гуманизм и социальная справедливость пали, по Мамфорд, жертвами технического прогресса и "интеллектуального империализма".
Безличностная организация уже не просто подавляет, а подменяет собой человека. Прогресс стал особого рода божеством, наука и техника- своеобразной религией, а ученые - сословием новых жрецов. Выход из сложившейся ситуации М. видит в эстетизации технократического общества, и прежде всего - в эстетизации техники, в возвращении ей истинно человеческого смысла и содержания. Мамфорд призывает не ускорять НТП, который в этом случае станет неуправляемым, а попытаться соединить его с ценностями нравственного порядка, вернуться к ситуации отношений человека и техники, характерной, напр., для средневековья, "золотого века" человечества по мн. М. Техника и технология должны служить человеку и выражать собственно человеческие ценности. Один из путей такого служения - "интегративный дизайн", разработанный Мамфордом способ соединения иск-ва и массового технологического производства, объединения техники и человека. Такой идеал Мамфорд видел, напр., в "органичной архитектуре" Ф.Л. Райта. Эстетическая утопия подобного рода при экстраполяции на об-во в целом вела к особого рода неогуманистическим социол. проектам "возрождения жизни". Технократическая в целом концепция М. оказалась неогуманистической этико-эстетической утопией, призывающей к соединению несовместимого. Сила социальной критики в его трудах не подкрепляется соотв. уровнем конструктивных программ. Это противоречие отразилось и на политических взглядах Мамфорда, часто менявшихся на протяжении его долгой жизни.
Соч.: 1) Technics and civilization. N. Y., 1934. 2) The condition of man. N. Y., 1944. 3) The myth of the machine. N. Y" 1967-1970.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: МАМФОРД