Современная западная философия

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я A

БИХЕВИОРИЗМ


БИХЕВИОРИЗМ, (от англ. behavior - поведение) - психологическая и философская позиция, полагающая, что ментальные состояния человека идентичны наблюдаемым актам его поведения, или же проявляются через его действия. Психологический Б. впервые был разработан амер. психологом Дж. Уотсоном (1878-1958), который стремился превратить психологию в строгую науку, имеющую дело лишь с объективно наблюдаемыми свойствами и характеристиками человеческой активности. Другим ведущим бихевиористом был <<Скиннер>>, разработавшим ряд экспериментальных методик, позволявших соотносить акты поведения с понятиями, обычно используемыми для описания ментальных состояний.
Философский Б. восходит к доводам Т. Гоббса о материальной природе ментальных состояний. Возникновение его современной формы обычно связывают с работой <<Райла>> «Понятие сознания» (The Concept of Mind, 1949). Хотя сам Райл отрицал, что он бихевиорист, он не принимал дуализма «души и тела» на том основании, что такой дуализм порождает образ сознания как нефизической ментальной субстанции. В указанной книге он подверг критике идущее от Декарта представление о «духе в машине». Он также доказывал, что за исключением боли все наши ментальные состояния могут анализироваться через наше поведение. Райл также отрицал, что наши ментальные состояния отражают что-то большее, чем предсказуемый способ поведения. Философский Б. подразделяется на три вида: строгий, «смягченный» и логический. Строгий Б. суть онтологическая позиция, утверждающая, что нематериальных «душ» или сознаний не существует. Этот взгляд является полностью материалистическим, согласно ему человеческие существа являются лишь чрезвычайно сложными машинами, материальными устройствами, которые не обладают нематериальной душой или сознанием. Более мягкая версия Б. утверждает, что ментальные состояния (независимо от того, существуют или нет нематериальные сознания) не могут быть описаны, охарактеризованы независимо от внешне проявляющегося телесного поведения. Логический Б. связан с <<философией языка>>. В нем полагается, что ментальные состояния становятся доступными объективному внешнему наблюдению тогда, когда мы обучаемся применять для фиксации наших внутренних, ментальных состояний общий с другими людьми язык и интерсубъективные критерии его применения в ситуациях, вызывающих эти состояния. В результате явления сознания могут быть переведены в лингвистический план и описаны как акты коммуникативного поведения.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: БИХЕВИОРИЗМ