Современная западная философия

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я A

БОНХЁФФЕР


БОНХЁФФЕР (Bonhoefer) Дитрих (1906-1945) - нем. протестантский теолог. Изучал теологию в Тюбингене, Риме, Берлине. В 1930 получил доцентуру, которой был лишен в 1936 за свою антифашистскую деятельность. В 1943 - арестован, 9 апреля 1945 - казнен в концлагере Флюссенбург. Некоторое время Б. находился под влиянием АГарнака - известного представителя «либеральной теологии», а затем, переосмыслив критику христианства, начатую <<К. Бартом>>, попытки «демифологизации» Нового завета <<Бультманом>> и пересмотр понятия <<«трансцендентное»>> <<Тиллихом>>, пытался обосновать свое понимание христианства и Бога. Б. утверждал, что подлинным является «безрелигиозное», посюстороннее христианство. С его точки зрения, в религии Бог выступает как «заместитель» человека, компенсирующий его незнание и слабость. Если в религии человек создает себе Бога в потустороннем мире, то в христианстве Бог сам в него входит и становится человеком. Сегодня, по Б., мир стал «совершеннолетним», т.е. человек во всех важнейших вопросах научился обходиться собственными силами и больше не нуждается в Боге как некоем опекуне, а Христос больше не является «предметом религии». Эпоха религии кончилась, настала эра христианства. Бог для него не наивысшее трансцендентное существо, а сама действительность. Отношение к нему - не религиозное отношение к высочайшему, всемогущему, наилучшему существу, а принятие на себя особых обязательств, жизнь во имя блага других людей, и тем самым участие в бытии Иисуса. Суть «безрелигиозного христианства» Б. заключается в требовании к каждому человеку следовать принципам христианской этики. Образцом такого поведения для христиан и нехристиан Б. считает Иисуса. Исходя из принципа существования для других как сущности христианства, Б. выводит принцип отношения к миру «безрелигиозного христианства» - активное служение человеку и сопротивление всему бесчеловечному. В письмах, написанных Б. в тюрьме и вышедших под названием «Сопротивление и покорность», он подчеркивал, что ответственность каждого человека за судьбы других людей и истории предполагает не столько послушание и покорность, сколько сопротивление и активную деятельность.
Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989, № 10, 11; Ethik. Munchen, 1963; Wiederstand und Ergebung. Munchen, 1966.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: БОНХЁФФЕР