Философский словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

НЕГРИТЮД


(фр. negritude, от negrе — негр) — идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Н. сложился в 30 — 40-е гг. 20 в. Большой вклад в развитие концепции Н. внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности Н. — буржуазно-националистическая концепция негро-аф-риканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений мн. народов Африки. Противоречие докапиталистических и буржуазных отношений в концепциях Н. трансформируется в противопоставлении интуитивного разума африканца, его слияния с миром, с природой, поэтической экспрессивности, цельности восприятия, общинных идеалов справедливости рациональному разуму европейца, его оторванности от природы, голому расчету, индивидуализму. Осн. понятие в Н. — понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры нег-ро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от “бездуховного” Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы Н. стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в Н. всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляциона-лизма Африки и ее противопоставления др. странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние Н. идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил.
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: НЕГРИТЮД